МОАУ «Лицей №4»
город Оренбург
  • Ученическое самоуправление

    Самоуправление в лицее рассматривается как механизм, позволяющий детскому коллективу саморазвиваться в рамках целостной воспитательной системы лицея и позволяющий педагогам лицея перейти в управление ею из сферы деятельности в сферу отношений.

    Цель самоуправления: привлечение учащихся лицея к сотворчеству и сотрудничеству с педагогическим коллективом в организации урочной и внеурочной деятельности (см. Приложение № 3.).

    Принципы самоуправления:

    • предметность деятельности (то есть органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива);
    • единое планирование (то есть создаётся один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления);
    • выборность и состав органов самоуправления (то есть в одни органы его члены будут избираться, в другие – будут входить согласно Положению о структуре и функциях органов самоуправления);
    • построение самоуправления снизу вверх;
    • демократизм (то есть участие всех учащихся в системе самоуправления);
    • согласие (то есть после принятия решения действует правило обязательного его выполнения всеми участниками процесса).

    Деятельность органов самоуправления осуществляется по следующей схеме:

    Возглавляет работу всех органов Большой Совет Старшеклассников, представленный всеми учениками 8–11 классов, является органом самоуправления основанным на согласии и сотрудничестве. Большой совет собирается не реже одного раза в четверть.

    Большой Совет Старшеклассников

    • обеспечивает жизнедеятельность лицея и ставит общие цели и задачи по работе с лицейскими классами;
    • избирает руководящие по направлениям органы — НОУ и СЕНАТ.

    Научное общество учащихся (НОУ) — орган самоуправления, который объединяет представителей учащихся 8–11 классов, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению и пропаганде знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных и научных знаний.

    Возглавляет НОУ — председатель, ученик 10–11 класса.

    НОУ

    • расширяет кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
    • выявляет наиболее одарённых учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
    • активно включает учащихся лицея в процесс самообразования и саморазвития;
    • совершенствует умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышает уровень знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
    • организует научно-исследовательскую деятельность учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

    Газета «Ликей» — печатный орган самоуправления, состоящий из представителей всех классов.

    Газета «Ликей»

    • освещает учебную и внеучебную работу лицея;
    • выпускает ежемесячную печатную газету «Ликей»;
    • участвует в оформлении книги-летописи Лицея;
    • участвует в ежемесячных заседаниях коллегии «Пресс-центр»;
    • готовит фотоматериал для всех общешкольных ключевых дел лицея.

    Страница ОУС «Сенат» на сайте лицея»

    «СЕНАТ» — руководящий орган самоуправления старшеклассников, который возглавляет всю внеурочную деятельность лицея. Состоит из учеников 9–11 классов. Каждый член «СЕНАТа» является председателем одной из девяти лицейских коллегий.

    Сенат:

    организует и проводит, совместно со школьным Советом дела, школьные КТД и ключевые дела;

    • работает над сплочением классных коллективов и общешкольного коллектива;
    • подводит итоги внеурочной деятельности;
    • организует работу кружков, секций и клубных объединений в лицее;
    • внедряет элементы коммунарства в деятельность школы;
    • руководит деятельностью коллегий лицея и классных коллективов.

    Руководит работой «СЕНАТа» — Президент.

    Президент — выборное лицо ученического самоуправления в лицее, представитель интересов и защитник прав учащихся. Президент является постоянным членом Совета Лицея. Представляет интересы школьников в педагогическом совете, в Совете Лицея, в других общественных объединениях лицея, а также в муниципальных, государственных и в различных общественных объединениях и организациях. «СЕНАТ» имеет непосредственный выход на общешкольный Совет дела.

    Общешкольный Совет дела — орган самоуправления, который избирается ежемесячно в соответствии с проведением общешкольного КТД. В состав совета дела входят активы творческих лабораторий, представители коллегий, педагоги, выпускники, родители, друзья школы.

    Общешкольный Совет дела:

    • планирует, готовит и проводит месяц определённого направления;
    • организует работу коллегий по направлениям;
    • анализирует эффективность проведения КТД;
    • контролирует деятельность классных советов дела;
    • совместно работает с Советом cстаршеклассников.

    Классный Совет дела — орган самоуправления, который избирается ежемесячно для работы по направлению в каждом классном коллективе. В него входят представители классного актива, ученики класса, родители, шефы, друзья, классный руководитель.

    Классный Совет дела:

    • руководит проведением месяца определённого направления в классе;
    • организует и проведение классных КТД;
    • поддерживает связь между органами самоуправления и классным коллективом;
    • подводит итоги проведения классных КТД и результаты участия в школьных КТД.

    Классный актив — орган самоуправления, избираемый на весь учебный год, имеющий следующий состав: командир в 5–8 классах (группорг в 9–11 классах), зам. командира по учебной работе, зам. по культурно-массовой работе, зам. по хозяйственной части, зам. по патриотической работе, физорг, художник, политинформатор, эколог, вожатый.

    Классный актив

    • руководит учебной и внеучебной работой в классе в течение всего учебного года;
    • осуществляет связь классного коллектива с органами самоуправления и творческими лабораториями;
    • организует и проводит классные КТД;
    • заслушивает отчёты ответственных по направлениям и подводит итоги о проделанной работе;
    • организует и проводит встречу с советами других классов.

    Каждый член классного актива входит в одну из восьми коллегий лицея.

    Коллегия «Групорг» – орган самоуправления, состоящий из командиров классных активов 5–11 классов и их заместителей по организационным вопросам. Возглавляет работу коллегии председатель, входящий в состав ОУС «Сенат».

    Функционал коллегии «Групорг»:

    • организация классов для участия в общешкольных ключевых делах и КТД;
    • контроль за работой классных активов;
    • помощь классным руководителям в организации жизнедеятельности класса;
    • определение тем и вопросов для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;
    • обсуждение и решение вопросов о поощрениях и наказаниях.

    Коллегия «Отечество» – орган самоуправления, состоящий из заместителей командира по патриотической работе классных активов 5–11 классов. Возглавляет всю работу председатель коллегии, входящий в состав ОУС «Сенат».

    Функционал коллегии «Отечество»:

    •  организация и осуществление «тимуровской работы» в микрорайоне с ветеранами ВОВ, труда, афганцев, войны в Чечне;
    •  организация работы вокруг выпускников лицея, связавших свою жизнь с военным делом, а также с теми выпускниками, которые проходят службу в рядах вооружённых сил РФ;
    •  руководство работой по выполнению классных поисковых заданий;
    •  поддерживание связи с Советами ветеранов г. Оренбурга, Северного округа г. Оренбурга;
    •  руководство совместно с ОУС «Сенат», другими коллегиями лицея организацией и проведением школьных акций, операций, научно- практических конференций, олимпиад, месячников, уроков Славы, Памяти, экскурсий, выставок, КТД;
    • установление связи с музеями города Оренбурга;
    • подведение итогов работы лицея по патриотическому воспитанию.

    Коллегия «Затейник» – орган самоуправления, состоящий заместителей командиров по культмассовой работе классных активов 5–11 классов, имеющих навыки организационной работы. Возглавляет работу председатель коллегии, входящий в состав ОУС «Сенат».

    Функционал коллегии «Затейник»:

    •  организация и проведение, совместно со школьным Советом дела и коллегиями лицея, школьных КТД;
    •  организация и проведение в классах культурно-массовых мероприятий;
    •  подведение итогов классной и общешкольной внеурочной деятельности;
    • координация работы клубов и кружков эстетического и нравственного направления;
    • связь с городскими и областными учреждениями культуры (музеями, выставками, библиотеками и др).

    Коллегия «Труд» – орган самоуправления, который состоит из заместителей командира по хозяйственной части классных активов 5–11 классов. Руководит коллегией председатель, входящий в ОУС «Сенат».

    Функционал коллегии «Труд»:

    • воспитание уважительного отношения к труду;
    • формирование психологической установки и понимания необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов и главного способа самореализации человека;
    • формирование у учащихся лицея основных трудовых умения и навыки;
    • организация и проведение трудовых и экологических акций, десантов, субботников в лицее;
    • координация работы дежурного класса в лицее, работы классных дежурных и работы классов на пришкольном участке;
    • организация работы вокруг профессиональной ориентации учащихся лицея;
    • связь с молодёжной биржей труда и оказание помощи учащимся в трудоустройстве в каникулярный период.

    Коллегия «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) – орган самоуправления, состоящий из физоргов классных активов 5–11 классов. Возглавляет работу коллегии – председатель коллегии «ЗОЖ», входящий в состав членов ОУС «Сенат».

    Функционал коллегии «ЗОЖ»:

    • организация общешкольной работы и работы в классах по пропаганде здорового образа жизни и здоровому питанию;
    • совместно с педагогами занятия организацией кружковой и клубной работы по здоровому образу жизни;
    • совместно с другими органами самоуправления организация проведения школьных, спортивных соревнований, эстафет, игр, спартакиад, праздников, КТД;
    • подготовка капитанов команд, судей и их помощников по видам спорта для участия в школьной спартакиаде.
    • оказание посильной помощи в организации посильной работы валеологической службы лицея;
    • подведение итогов спортивно-массовой и валеологической работы в лицее;
    • поддержание в порядке школьного стадиона и спортивного зала лицея, столовой.

    Коллегия «Средства массовой информации» (СМИ) — орган самоуправления, состоящий из членов классных активов с 5–11 классов, ответственных за информационное обеспечение. Возглавляет работу коллегии председатель, входящий в состав ОУС «Сенат».

    Функционал коллегии «СМИ»:

    • формирование информационной культуры учащихся;
    • организация школьной и классной работы по пропаганде информационных знаний;
    • организация различных акций, информационных рингов, конкурсов-эрудитов, викторин;
    • организация работы информационных ресурсов лицея (сайта в сети Интернет, групп и сообществ в социальных сетях, информационного экрана в лицее);
    • организация политинформации в классных коллективах;
    • оформительская работа в лицее;
    • организация выпуска газет, молний, боевых листов, плакатов, рисунков и т. д.

    Коллегия «Вожатый» — орган саоуправления, состоящий из представителей классных активов – вожатых.

    Возглавляет работу коллегии «Вожатый» педагог-организатор лицея и председатель коллегии «Вожатый», входящий в состав ОУС «Сенат».

    Функцинал коллегии «Вожатый»:

    • организует и руководит работой активов 1–4 классов;
    • проводит творческие учёбы для активов 1–4 классов;
    • проводит учёбу вожатых лицея;
    • оказывает шефскую помощь в организации всех школьных КТД, ключевых дел лицея, классных мероприятий коллективам 1–8 классов.

    Коллегия «Интеллект» — орган самоуправления, состоящий из представителей классных активов – ответственных за учебную деятельность.

    Возглавляет работу коллегии «Интеллект» заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея и председатель коллегии «Интеллект», входящий в состав ОУС «Сенат».

    Функцинал коллегии «Интеллект»:

    • руководит учебной деятельностью лицея;
    • активно включает учащихся лицея в процесс самообразования;
    • выявляет наиболее одарённых учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
    • совершенствует умения и навыки самостоятельной работы учащихся;
    • организует научно-исследовательскую деятельность учащихся для усовершенствования процесса обучения;
    • контролирует успеваемость учащихся;
    • работает с неуспевающими по предметам;
    • организует и подводит итоги сессий, экзаменов, конференций, олимпиад, предметных недель;
    • организует участие в районных, окружных, городских мероприятиях по данному направлению.

    Каждая коллегия играет ведущую роль в организации и проведении одного из ключевых дел в соответствии с направлением работы. Остальные коллегии в проведении этого дела выполняют второстепенную роль, роль помощников, творческих партнёров.

    Работа органов самоуправления

    Все органы самоуправления осуществляют свою деятельность по орлятским законам, а также имеют свои традиции и символику. Каждый орган самоуправления ведёт свою документацию, рабочий уголок, имеет определённые дни и место заседаний. В конце каждого учебного года проводится совместное заседание всех органов самоуправления, где каждый отчитывается о проделанной работе, и осуществляются выборы на следующий учебный год.

    В работе органов самоуправления лицея прослеживается определённая преемственность в отношениях:

    • старших учащихся и младших (передача накопленного опыта, формирование навыков и культуры в общении в разновозрастных коллективах);
    • учащихся разных учебных систем: общеобразовательных и лицейских; их сближает общее дело, разновозрастные советы по направлениям;
    • учителей и учеников в процессе сотрудничества, поиске оптимальных решений в разных ситуациях учебно-воспитательной деятельности.

    Основными критериями эффективной деятельности ученического самоуправления в лицее являются:

    • включённость учащихся в организацию учебной воспитательной деятельности и управление ею;
    • умение учащихся организовать деятельность коллективов;
    • осознание ответственности за достижение совместных целей;
    • умение анализировать и определять программу на перспективу.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie