МОАУ «Лицей №4»
город Оренбург
  • Коллективные творческие дела

    Традиции — неотъемлемая составная часть воспитательного процесса лицея, элемент воспитательной системы управления, индикатор смысла многих идей, средство духовного и деятельного единения всего школьного коллектива.

    Традиции рождались и входили в жизнь по-разному: часть из них — естественная реализация законов школьного образовательного процесса («Первый» и «Последний звонок», «Выпускной вечер» и т. д.); другие появились на свет от желания воплотить на яву идеи концепции лицея («Гала-представление недели лицеистов», «КВН», «Коммунарский сбор», творческая игра «Смеёмся Отдыхаем Соревнуемся» и д. р.). А третьи пришли из района и города («Фестиваль детского и юношеского творчества» — «Большой концерт», «Творческая учёба актива» и д. р.).

    Традициями в лицее являются общешкольные ключевые дела, которые передаются из поколения в поколение, свято чтутся, потому что проходят через каждого ученика, педагога, через каждого субъекта общешкольного коллектива.

    Согласно концепции эти дела проходят один раз в месяц для начального, среднего и старшего звена. Каждый месяц имеет своё название, в соответствии с которым ведётся вся воспитательная работа в лицее.

    Праздник первого звонка

    Большой праздник, проводимый на улице с участием всех учеников лицея, учителей, родителей, выпускников, гостей.
    Цель: адаптация к новому учебному году, знакомство первоклассников с лицеем, с его Уставом, с правами и обязанностями школьников, создание благоприятной атмосферы и основы для гуманных взаимоотношений педагогов и учеников.

    Традиционным является появление на празднике сказочных героев с сюрпризами, напутствиями, подарками.

    Символы и ритуалы праздника: поднятие флагов РФ и города Оренбурга лучшими учеником, педагогом и выпускником лицея, вынос знамени лицея, «Клятва первоклассника», «Посвящение в „учителей первоклассников“», «Вручение ленты „Учитель первоклассников“», Книга почётных гостей, ритуал первого звонка, Круг Почёта первоклассников.

    • Открытие Школы Актива.
    • 1–4 классы « Старт учебе, труду и игре»

    Цель: формирование коллектива в начальной школе через выполнение творческих заданий на умение каждым учеником выполнять поручения и работать в малых коллективах творческой пятёрки на проявление лидерских способностей.

    Ключевое дело проводится в стенах лицея в форме игры-путешествия, которая включает в себя творческие задания, игры и конкурсы.

    Символы и ритуалы праздника: эмблема отряда, отрядный флажок, ритуал вручения поискового задания, ритуал награждения учеников и отрядов по номинациям, кольцовка песен.

    5–8 классы «Творческая Учёба Актива» (ТУА)

    Цель: активизация работы классных активов, выработка навыков строить работу по направлениям в течение года, развитие у учащихся инициативы, творчества, организаторских способностей, организация и участие в коллективных творческих делах; совершенствование межличностных отношений.

    Символы и ритуалы праздника: большая и малые эмблемы отрядов, вынос знамени лицея, зажатая в кулак ладонь, символизирующая единение всех участников ТУА, переходящий приз лучшему отряду ТУА.

    9–11 классы «Коммунарский сбор»

    Этот феномен школьной культуры передается из поколения в поколение. Он представляет собой выездную школу актива, которая включает в себя интенсивную организационную работу, выполняемую самими детьми.

    Цель коммунарского сбора: организовать работу по направлениям, сплотить классные коллективы и общешкольный коллектив, дать возможность каждому участнику сбора реализовать свои творческие и организаторские способности.

    В сборе принимают участие активы старших классов и актив школы. Место проведения — база отдыха «Прогресс». Коммунарский сбор проходит в два дня, в течение которых одно КТД сменяет другое. Количество отрядов соответствует количеству классов. В каждом отряде есть комиссар — выпускник и командир отряда — группорг. Рабочий орган,— штаб,— совет дела коммунарского сбора. Главный орган сбора — общий сбор.

    Обязательными условиями сбора являются:

    • выполнение орлятских законов
    • творчество
    • само и соуправление

    Символы и ритуалы коммунарского сбора: эмблема коммунарского сбора, знамя лицея, отрядные символы (эмблемы, отрядные флажки, единая форма, девизы, речевки), ритуал передачи и зажжения коммунарского огня (учитель — выпускник — ученик), большой коммунарский костёр, спуск кораблей Мечты по реке Урал, зажатая в кулак ладонь, символизирующая единение всех участников коммунарского сбора, орлятский круг, посвящение вновь пришедших учеников и учителей в коммунары, операция «Метла», древо Почёта, переходящие призы коммунарского сбора, вручаемые лучшему командиру, комиссару, отряду, педагогу.

    1–7 классы «За страницами школьных учебников»
    Это особая форма общешкольного дела, которая позволяет соединить учебную и внеучебную деятельность в один процесс. В рамках праздника каждый класс представляет мини — программу по защите любимого учебного предмета.

    Цель: формирование и расширение кругозора, развитие творческого подхода к учебным дисциплинам, повышение интереса к изучаемым предметам.

    Символы и ритуалы праздника: гимн лицея, вынос знамени лицея, представление Совета Мудрейших, ритуал награждения лучших учеников по предметам и лучших артистов праздника.

    8–11 классы «Гала-представление лицеистов».

    Это КТД является кульминацией недели лицеистов. Лучшие мини-программы представляются классами по профильным предметам.

    Символы и ритуалы праздника: вручение отличительных знаков «Член „СЕНАТА“», инаугурация Президента «СЕНАТА», зажжение факела Знаний и Дружбы, клятва лицеистов, гимн Лицея, знамя лицея; представление Совета Мудрейших, мантии и квадратные шапочки, ритуал награждения лучших учеников лицея и актёров праздника; вручение переходящего приза победителю Гала-представления.

    В этом месяце для всех возрастных параллелей традиционно проводится:

    научно-практическая конференция «Интеллектуалы XXI века»

    Цель: создание условий для развития интереса к практической и исследовательской работе учащихся лицея; формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности.

    К конференции привлекаются учащиеся 2–11 классов, проявляющие способности к исследовательской работе, педагоги — исследователи, профессорско-преподавательский состав ВУЗов города Оренбурга, научные консультанты, специалисты учреждений дополнительного образования, друзья лицея. Участники конференции проводят защиту научных, реферативных, исследовательских работ по актуальным темам.
    Конференция работает по нескольким направлениям (секциям), тематика которых определяется согласно проблем исследований. Учащиеся, наиболее успешно выступившие на секции, получают право участия в городских и всероссийских научно-практических конференциях.

    Символы и ритуалы праздника: вынос знамени лицея, приветствие первоклассников всем участникам конференции, Сборник тезисов исследовательских работ участников конференции, ритуал награждения Лауреатов и Номинантов конференции на «Круглом столе».

    1–8 классы «Новогодняя феерия»
    Цель: создание обстановки общей увлечённости и творчества; расширение диапазона творческого общения; развитие умений и навыков коллективной творческой деятельности.

    Это общешкольное дело объединяет всех лицеистов в подготовке к Новому году. Новогодние праздники называются «семейными», так как в них активно участвуют родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры учащихся. Они проводятся внутри классных коллективов, параллелей классов, внутри школы и за её пределами.

    Символы и ритуалы праздника: встреча Деда Мороза и Снегурочки, хоровод вокруг ёлки, поздравление героя Нового года, катание на санях, праздничные фейерверки.

    9–11 классы «КВН»

    Цель: воспитание творческих способностей, чувства юмора, умения веселиться, организация досуга, развитие чувства здорового соперничества.

    Традиционная встреча в Клубе весёлых и находчивых в составе трёх команд: команды учителей «Последний герой», команды учеников «Лицейский пирог», команды выпускников «Большая семёрка». Жюри представлено знаменитыми людьми города и области.

    Символы и ритуалы: гимн КВНа, Совет Старейшин (бывшие игроки КВН), который вручает традиционный приз «авоську мандаринов», слова благодарности учеников учителям, поздравление Деда Мороза и Снегурочки.

    «БЭМС» (Боевые, энергичные, молодые, симпатичные)

    Цель: приобщение учащихся к здоровому образу жизни; создание условий для раскрытия творческих, коммуникативных способностей ребят, возможности для разновозрастного общения в совместной деятельности.

    Это спортивный праздник для всех учеников лицея проводится за городом, на природе в виде спортивных игр, соревнований и эстафет, катание на санках, лыжах и коньках.

    Символы и ритуалы праздника: строительство «Снежного города», поздравление «Зимушки-зимы», чаепитие с большим самоваром.

    1–11 класс «Вахта Памяти»

    Цель: приобщение учащихся к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры Отечества, народа; формирование у учащихся гражданско-патриотического сознания; воспитание бережного отношения к историческим традициям страны.

    В рамках Вахты памяти проходят уроки Мужества и Славы, встречи с ветеранами Великой отечественной войны, возложение венков и цветов к Вечному огню, памятнику «Воинов — афганцев», выставки рисунков «Защитники Отечества», выпуск боевых листов, акции «Сыны Отечества», операции « Дети России — ветеранам войны», «Память», конкурс патриотической песни «И память нам покоя не даёт», военно- спортивный конкурс «Парни на все 100!», подводится итог работы классных коллективов по выполнению поискового задания.

    Символы и ритуалы праздника: поднятие флагов РФ и г. Оренбурга, вынос знамени лицея, вручение памятных подарков ветеранам, изготовленных руками учеников, праздничный спец-выпуск газеты «Лицеист», галерея Героев войны.

    5–11 классы «Леди и джентльмены»

    Цель: формирование нравственно-эстетических качеств личности, стремление к совершенству, знание этикета и правил хорошего тона, воспитание чувства солидарности и здорового соперничества.

    Данный смотр-конкурс проводится среди пар — представителей 5–11 классов.

    Каждая пара представляет своих героев в инсценировках — миниатюрах, участвует в различных конкурсах эстетического цикла.

    Символы и ритуалы: Огонь любви, Валентинки, присвоение званий «Лучшая Леди», «Лучший Джентльмен», переходящий приз «Лучшая пара вечера», приз зрительских симпатий.

    1–11 классы. «Фестиваль детского и юношеского творчества»

    Фестиваль детского и юношеского творчества — это творческий праздник для каждого ребёнка, творческое вдохновение его души, реализация его мысли.

    Цель: создать условия для проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности; подвести итог работы всех творческих коллективов лицея, итог кружковой и клубной работы.

    Проходит в большом зале ДК «Молодёжный», в форме сказки, в сценарий которой включены лучшие танцевальные, вокальные, инструментальные, драматические номера. Во время фестиваля работают выставки, творческие мастерские и площадки.

    Символы и ритуалы большого концерта: вручение приза «Школьный Оскар» за лучшую сыгранную в течение года роль ученику, учителю, выпускнику и присвоение звание «Король бала» или «Королева бала» лучшим танцорам и музыкантам с торжественной передачей короны, театрализованная встреча гостей и участников праздника, торжественная церемония награждения лучших школьных коллективов по номинациям.

    1–11 классы «Экологический марафон»

    Цель: формирование экологической культуры и экологических знаний у учащихся, воспитание любви к родной природе, береженого отношения к био и ноосфере, развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру.

    В рамках марафона проводятся: экологические утренники, КВНы, интеллектуальные эко-бои, благоустройство Зимнего сада лицея, паспортизация комнатных растений, составление экологических маршрутов по микрорайону, операция «Кормушка», эко-забор «Новый город — чистый город!», акция «Школьный двор — я хозяин в нём!», направленная на благоустройство лицея, пришкольного участка, микрорайона, предполагающая уборку территории, её озеленение, посадку деревьев, кустарников, оформление клумб.

    Символы и ритуалы: линейка-открытие и линейка-закрытие, вручение экологических маршрутов, Книга добрых дел, награждение по номинациям ударников экологического марафона.

    1–11 классы. «Праздник Чести школы».

    Цель: подведение общих итогов прошедшего года, награждение лучших ребят за успехи в различных видах деятельности.

    Праздник проводится в конце учебного года, в форме круглых столов, классных огоньков, деловых игр совместно с учителями, родителями, гостями, друзьями классных коллективов. Каждый класс готовит Рапорт о жизни классного коллектива за прошедший год. Рапорт сдают на открытом заседании органа ученического самоуправлении «СЕНАТ»".

    Кульминацией праздника Чести школы является Последний звонок, состоящий из цепочки традиционных ритуалов: передача микрофона одиннадцатиклассниками десятиклассникам для ведения праздника; передача школьного Символического ключа от 11-х классов, Факела знаний, Факела Дружбы, «Почтовый ящик» последнего звонка; пародии на выпускников, исполняемые учениками 1-ых классов; ответное слово выпускников своим педагогам; ритуал «звонков и звоночков»; ритуал вручения «Лент Выпускника», голубей с пожеланиями десятиклассников; вальс выпускников, аллея роз; аллея звёзд; венок «Мечтаний».
    Общешкольные ключевые дела являются стержнем воспитательного процесса. Они способствуют формированию коллективных привычек, традиций и навыков, которые проявляются в повседневной жизни, способствуют развитию межвозрастных связей, когда старшие ребята в совместной деятельности с младшими передают им свой опыт.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie